Салолейка, одно из самых известных паломнических мест Пензенской области, находится в четырех километрах к востоку от Лукиной Поляны, в лесу, на правом берегу Мокши, в Барабановском лесничестве. В 60-х годах XVII века здесь возник Успенский женский монастырь, в 1689 г. переведенный в Верхний Ломов.
Затем на этом благодатном месте поселились монахи. По преданию, первым сюда пришел с Тамбовщины монах Серафим. Он искал себе место для уединенной отшельнической жизни и, пораженный красотой пейзажа, решил остаться здесь. Вскоре собрались из окрестных сел иноки, и начали возведение храма и келий. Первым настоятелем монастыря (не позднее 1705) стал иеромонах Гурий (ум. 1751). В 1710/11 году была построена Успенская церковь; в 1752-м весь монастырь сгорел, был восстановлен, а в 1764 г. упразднен.
Но, очевидно, некоторые монашествующие еще оставались здесь, ибо, по легенде, окончательно была разгромлена Салолейка уже пугачевцами. Они убили здесь 40 иноков, и когда мученики были преданы земле, она заплакала горькими слезами – и из нее потекли 40 источников. Если хорошо присмотреться к камням на дне Салолейки, на многих проявляются лики.
Впрочем, это предание не вполне сходится с реальностью, как и другое, подобное ему: согласно ему, все это произошло еще во времена Стеньки Разина, и командовал разбойниками атаман Василий Ус. Поздним вечером разинцы ворвались в обитель, разграбили ее и перебили большую часть иноков, лишь некоторые из них успели укрыться в пещерах, соединявших Салолейку со Скановым монастырем. Разбойники же гуляли несколько дней, после чего погрузили все драгоценности в лодку, убили 40 монахов и подожгли пустынь. Но на Мокше Василия Уса сотоварищи настигли царские войска и разбили их, а лодка с золотом утонула.
С тех пор здесь построили часовню, и почти что постоянно шли к ней паломники, а особенно многолюдно бывало на десятую пятницу после Пасхи, на Духов день и на Успение. В конце XIX в. (1896) на Салолейке стояла деревянная церковь, приписанная к Никольскому храму соседней Лукиной Поляны (где, кстати, тоже был Успенский придел). Салолейскую церковку-часовню в 1930 г. закрыли, а через два года сломали.
К середине XX века отдельных источников осталось 30-35 (по подсчетам 1990-х – 27, сейчас вообще 17). Они стекали по желобкам в особый колодец, над которым был поставлены крест и икона. Напор воды в главном роднике был таким сильным, что человека отбрасывало на несколько метров, а ведро воды набрать было невозможно. Рядом располагалась купальня. В советское время власти неоднократно разбирали все эти сооружения, но они восстанавливались верующими. В засушливые годы с окрестных селений сюда собирались бабы, и с молитвой на коленях ползли в гору. И через некоторое время набегали тучи и начинался долгожданный дождь. Чтобы пресечь поток паломников, в 1959 г. рядом устроили колхозную пасеку.
Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. Салолейская местность была объявлена водным памятником природы. С 1996 г. Салолейка стала постепенно благоустраиваться: летом 1997-го на месте церкви был поставлен камень и крест, в 1998-2000 гг. проложена асфальтированная дорога. Наверху горы в 2003-2004 гг. построена большая деревянная часовня. За последние годы сооружены мостки к каждому роднику через ручей, в который они все сливаются, раздевалка, под одной из струй – купальня, лавочки, две беседки, с западной стороны – вход. Рядом с купальней устроены киоты, где многие паломники оставляют иконы.
Неподалеку сохранились остатки пещер: два входа длиной два-три метра, а также части каменного мельничного жернова.
Внутри на трубах – наносное серебро, залежи которого находятся под горой. Говорят, его содержание в воде так высоко, что после купания на коже остаются «блестки», а воду набирают понемногу из каждой струи. Температура воды неизменна: +8° весь год.
Ныне это одно из самых чтимых святых мест области. |