Казанский мужской монастырь был основан по случаю явления в 1643 году казаку А. М. Набокову иконы Казанской Божией Матери у источника в 2 верстах от Нижнего Ломова.
Первоначально все постройки монастыря были деревянными. Второго сентября 1709 года во время пожара весь монастырь вместе с тремя церквами сгорел дотла, но к середине XVIII века был восстановлен из пепла, уже в каменном варианте. Дом, о котором ниже пойдет речь, был построен в 1722 году для настоятелей архимандритов монастыря, жили они во втором этаже, занимая весь верх, первый этаж предназначался для монастырского - казначея, там же помещалась и библиотека. За время существования мужского монастыря в этом доме в разные годы жили 32 настоятеля и архимандрита, но не их пребыванием в этом доме он получил историческую известность. Все каменные здания монастыря, включая церковь, строились русскими зодчими начала XVIII века и строились на века. Стены были метровой толщины. На первом этаже размещалась и монастырская библиотека, состоящая более чем из ста уникальных старинных книг. К большому сожалению, библиотека не сохранилась. В 1780 году на нижнем этаже этого здания была открыта духовная семинария, явившаяся первым учебным заведением в Нижнеломовской округе. Просуществовала она восемь лет и была переведена в город Тамбов. В 1808 году архимандритом Моисеем при монастыре была открыта первая русская школа, учились в ней 70 мальчиков чтению, письму и четырем правилам арифметики и, конечно, священному писанию. Школа эта просуществовала до 1821 года. Далее история этого здания складывалась следующим образом. В период крестьянских войн 1667-1671 гг. под предводительством Степана Разина жарким пламенем полыхало крестьянское восстание в Среднем Поволжье. Атаман Разина Михаил Харитонов, соединившись с отрядом другого разинского атамана Василия Федорова, двинулся через Мокшан на Нижний Ломов и 2 октября 1670 года подошел к городу. Не решаясь сразу брать приступом Нижнеломовскую крепость, атаманы с частью отряда захватили монастырь, откуда и шло руководство восстанием. Как известно, восстание Разина было жестоко подавлено, а сто лет спустя, в 1774 году 9 августа, атаман Пугачева Яков Иванов с большим отрядом восставших крестьян, с сотней казаков при 15 пушках вошел в Нижний Ломов и осадил крепость. Своей резиденцией он избрал мужской Казанский монастырь, куда и двинулся с частью отряда. Пугачевцы были встречены архимандритом Исаакием с хоругвями, иконами и колокольным звоном. Атаман Иванов с приближенными долго пировал в покоях архимандрита. Для подавления пугачевского восстания в Нижний Ломов 11 октября 1774 года прибыл граф Петр. Панин с отрядом, разместился в доме архимандрита, взяв его под стражу за измену, и отсюда руководил зверской расправой с восставшими крестьянами, проходившей не один день. Прошли грозные годы крестьянских восстаний, монастырь залечил раны, нанесенные отрядами Пугачева, расстраивался и богател. 6 июля каждого года монастырь отмечал свой престольный праздник. Тысячи молящихся сходились сюда не только из Пензенской губернии. Съезжались помещики, дворяне и купцы, сходились нищие и юродивые на поклон к "чудотворной иконе" Казанской божьей матери. Приезжала из своей вотчины в Тарханах и помещица Арсеньева с М. Ю. Лермонтовым. Огромное стечение народа затрудняло монастырь с размещением молящихся, вокруг монастыря разбивался целый палаточный лагерь. Есть все основания предполагать, что Лермонтов не один раз посещал монастырь и его престольные праздники. О глубоком знании жизни и быта этого монастыря говорит написанная им повесть "Вадим".
Последнее десятилетие обитель переживает второе рождение.
На месте взорванной в 1938 году обители в 2005 году была построена деревянная церковь. Источник, рядом с которым явилась икона, существует до сих пор.
26 апреля 2008 году, в самый канун святой Пасхи, в новый храм была возвращена явленная чудотворная икона, утерянная в 20-е годы прошлого столетия. Чудотворный Нижнеломовский образ с благоговением и верой чтился не только в Пензенской, но и в Тамбовской и Саратовской губерниях. В прошлом были отмечены совершенные иконою и исцеления, и чудеса. |